Действующего министра топлива и энергетики Украины Владимира Демчишина сегодня обвиняют в умышленном развале отрасли, пишет журналист Игорь Бондаренко в статье для киевского издания .
Система теплоэлектрогенерации Украины на грани. Из-за контрактов с Россией на поставку электроэнергии украинские ТЭС оказались в неравных тарифных условиях, что привело к остановке многих энергоблоков, сокращению объемов закупок отечественного угля. Последнее решение Минэнерго о переводе Углегорской ТЭС с угля на газ окончательно убедило энергетиков — отрасль методично и уверенно добивают. Остается понять, зачем и кому это выгодно?
Ставка на «голубое»
25 февраля из-за дефицита угля остановила свою работу Углегорская теплоэлектростанция. За день до этого на ее складах было всего 500 кг топлива. Если верить чиновникам, на станцию сейчас невозможно доставить вагоны с углем, так как единственная ж/д ветка находится под постоянными обстрелами. «Есть одна ветка, но вагоны стоят. Железная дорога не может пройти 30 км, стреляют», — пояснил замминистра энергетики Александр Светелик.
Углегорская ТЭС расположена недалеко от Горловки и Дебальцево — места боевых действий. Проектная мощность станции — 3600 МВт. При этом она и до остановки едва работала, даже когда путь доставки топлива был относительно спокойным. Свалить все на дефицит угля антрацитовой группы в Украине не выйдет, поскольку Углегорская ТЭС работает на угле марки Г. В стране лишь половина ТЭС адаптированы под антрацитовую группу. Украина импортировала именно антрацит.
Что касается Углегорской станции, все, что ожидали энергетики от государства, — это восстановления транспортной инфраструктуры для доставки украинского топлива, а также нейтрализации бюрократической волокиты, которая мешает использовать уголь, находящийся на подконтрольной украинской власти территории. Ожидали и худшего — полной остановки станции на неопределенный срок. Но решение перевести ее на газ было шоком. Владимир Демчишин 23 февраля приказал перевести работу Углегорской ТЭС на природный газ. 24 февраля 200-мегаваттный энергоблок начал жечь голубое топливо — 1,4 млн кубометров ежедневно.
Понять причину такого решения пока никто не может, да и министр не выходит на публику, чтобы пояснить свой маневр. Эксперты теряются в догадках: зачем один энергоблок, общая мощность которого не делает погоды на украинском рынке электроэнергии, переводить на топливо, за которое Украина рассчитывается валютой?
«Потребители могли бы, конечно, пострадать от остановки теплогенерации, — считает Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. — Но данное решение полностью противоречит логике НАК «Нафтогаз Украины», глава правления которого Андрей Коболев заявлял, что российский газ нам и вовсе скоро не понадобится, как только Украина увеличит его импорт из ЕС. Переключение же ТЭС на газ значительно увеличит объемы его потребления. При этом из-за девальвации гривни голубое топливо дорожает с каждым днем».
«Решение о переводе Углегорской ТЭС с угля на газ крайне негативно отразится на себестоимости произведенной электроэнергии, — считает Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины. — 1 киловатт-час при использовании газа будет стоить примерно 2 грн. «Энергорынок» будет закупать его по 72 коп. Таким образом, такая ТЭС превращается в генератор убытков».
«Центрэнерго» — «живой мертвец» украинского энергорынка
Эксперименты и непрофессионализм чиновников довели крупнейшего государственного теплогенератора до весьма плачевного состояния. ОАО «Центрэнерго», в состав которого входят три ТЭС (Трипольская в Киевской обл., Змиевская в Харьковской и Углегорская в Донецкой), пять месяцев подряд заканчивает с убытком. Эксперты не исключают, что предприятие искусственно загоняют в банкротство с целью дальнейшей приватизации.
На конец февраля задолженность компании по кредитам достигнет 1 млрд грн, задолженность за поставленный уголь — 500 млн грн. Не хватает средств для закупки топлива. И это при том, что на каждой ТЭС работает всего по одному блоку из 6–10 имеющихся. «Центрэнерго» наращивает долги и постоянно просит ГП «Энергорынок» о дополнительных вливаниях. Компания, по сути, живет за счет других нормально работающих предприятий отрасли. Еще не высохли чернила в свежем постановлении НКРЭКУ №200 от 14 февраля 2015 г., согласно которому более 117 млн грн изъяты из рынка и переданы ОАО «Центрэнерго». И это только на февраль, как указано в постановлении. В марте, вполне возможно, будет новая дотация.
Между тем в феврале «Центрэнерго» планирует произвести 685,3 МВт·ч электроэнергии стоимостью 747,4 млн грн. Уровень расчетов за электроэнергию в январе составил 75%. Компания получит от «Энергорынка» всего 343 млн грн. Еще 525 млн — краткосрочные кредиты. При этом расходы компании в феврале составят 1,18 млрд грн. Из них 832 млн грн — за топливо (в т.ч. 689 млн грн — за уголь). Дефицит средств только в феврале прогнозируется на уровне 349 млн грн. Кроме кредитов «Энергорынка», возобновляемую кредитную линию лимитом в 364 млн грн и овердрафт с лимитом в 50 млн откроет Ощадбанк. Средства привлекаются сроком на один год, стоимость обслуживания линии в 364 млн грн составит 80,08 млн (без НДС), овердрафта — 11 млн грн (без НДС).
Причина кризисной ситуации, в которой оказалось «Центрэнерго», лежит на поверхности. По решению министра энергетики, компания закупает дорогой импортный уголь, расплачиваясь валютой. Курс, как известно, постоянно меняется не в пользу гривни. Вдобавок к этому НКРЭКУ в феврале на 12% снизила тариф, по которому «Энергорынок» закупает электроэнергию у «Центрэнерго». В феврале тариф установлен на уровне 68 коп. за киловатт-час. Себестоимость же производства электроэнергии — 99 коп., и это при условии сжигания более дешевого украинского угля.
Единственный выход из сложившейся ситуации — повышение тарифов на электроэнергию, считают эксперты. Нынешний тариф, по которому «Центрэнерго» поставляет электроэнергию на «Энергорынок», не покрывает стоимость топлива (газа и угля). Плюс ко всему платежная дисциплина в стране сильно пошатнулась — потребители неисправно платят за электроэнергию. Если тарифы повысятся, автоматически будут сокращены объемы дотаций для «Центрэнерго». Компания сможет самостоятельно собирать больше средств и покрывать свои расходы. Однако просьбы отечественной теплогенерации еще с сентября 2014 г. о том, чтобы хоть как-то сбалансировать тарифы, остаются без внимания. Генерирующие предприятия продают электроэнергию ниже ее себестоимости.
В Украине объявили о повышении тарифов на электроэнергию для населения — на 40% и уже с марта. Таким образом «Энергорынок» сможет собрать больше средств. Однако о том, чтобы поддержать тепловую энергогенерацию, речь пока не идет. Энергетики в отчаянии. Украинские ТЭС на грани выживания, и если они начнут останавливаться, это резко усложнит работу атомной энергетики. Последняя не имеет такой оперативной мобильности в наращивании и сокращении мощностей. Именно тепловая генерация играет роль амортизатора для всей энергосистемы страны, в сжатые сроки сокращая подачу мощности или увеличивая ее. Согласно «Требованиям к графику нагрузок» по состоянию на 25 февраля 2015 г. ГП «НЭК «Укрэнерго», так называемый холодный мобильный резерв украинских ТЭС с длительностью пуска до восьми часов составляет 1000 МВт. Это тот запас, который при надобности может быть оперативно включен в систему.
Шахтеры требуют отставки
Решения министра энергетики Владимира Демчишина привели к целому ряду негативных последствий, которые выстроились в цепочку опасных для отечественной энергетики событий.
Решение об импорте электроэнергии привело к остановке блоков ТЭС, работающих на газовых марках угля. ТЭС прекратили закупку угля украинской добычи. Украинские шахты простаивают, накапливая долги по зарплате и бюджетным платежам. Увеличение энергоимпорта наращивает дефицит валюты. Импортеры, скупая валюту, толкают курс вверх, а рост курса привел к удорожанию импорта, для обеспечения которого нужно еще больше валюты.
Разорвать этот порочный круг можно, возродив отечественную теплогенерацию и добычу угля. Сохранение же коррупционных схем чревато социальными волнениями. Михаил Волынец, председатель Независимого профсоюза горняков, заявил: «Мы покупаем электричество втрое дороже, чем обошлась бы своя генерация. Все, что министр Демчишин делает на своем посту, непрофессионально. Профсоюз горняков намерен 3 марта выйти к зданию парламента с акцией протеста. Мы потребуем уволить министра энергетики. Мы крайне недовольны его некомпетентностью и безответственностью. Этот министр — ошибка нашего президента».
Факт системного уничтожения тепловой генерации стал очевидным. Импорт российской электроэнергии, отказ от повышения тарифов для энергогенерации, перевод энергоблоков на дорогой газ — незабываемый «хет-трик» в свои ворота. Остается выяснить — кому это выгодно и почему украинский министр ведет не проукраинскую игру?
А пока украинскую генерацию лихорадит от решений министра, Россия удовлетворенно сообщает, что Украина исправно платит ей за импорт электроэнергии по 85 коп. за киловатт. Это тариф, о котором украинские ТЭС могут только мечтать.
|