Между независимыми АЗС и нефтяниками разгорелся настоящий скандал. Первые обвиняют вторых в создании искусственного дефицита и росте цен в ряде регионов. В ответ глава Роснефти увидел признаки монополизма у независимых АЗС. Для кого и с какой целью устроили этот спектакль игроки топливного рынка? Только правительство отчиталось о стабилизации ситуации с ценами на бензин, как со стороны игроков рынка посыпались претензии друг к другу. Независимый топливный союз от имени владельцев АЗС написал обращение президенту России Владимиру Путину. В нем он пожаловался, что нефтяники отпускают в опте топливо независимым АЗС в ограниченном количестве. Это приводит к его дефициту в Восточной Сибири, где много независимых заправочных станций. Топливо уходит в основном на заправки самих нефтекомпаний, частично – на биржу или остается на нефтебазах – в рамках выполнения требования правительства об увеличении поставок топлива на внутренний рынок на 3%, говорят источники «Коммерсанта». Например, в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на минувшей неделе всего лишь на 5–10%. «Роснефть» в четверг вообще не выставила на торги на Санкт-Петербургской международной товарной бирже зимнее дизтопливо и бензины, передает «Интерфакс». Такого еще никогда не было. При этом, компания является ключевым продавцом на бирже, на ее долю приходится почти 40% объема предложения. Во-вторых, жалуются независимые АЗС, рост биржевых и оптовых цен за два месяца на 20% в условиях заморозки розничных цен привел к убыткам независимой розницы. Зафиксированной правительством маржинальной прибыли между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4% хватает лишь на доставку топлива до АЗС и на оплату эквайринга банкам (прием карт для оплаты). Независимые заправки жалуются, что им приходится работать себе в убыток, и чтобы выжить - повышать цены. Этот наезд на нефтяников сильно не понравилось главе Роснефти Игорю Сечину. В интервью «Коммерсант FM» он обвинил «независимых» в создании монопольных структур «с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости». По его словам, хотя доля таких компаний на рынке составляет только 30%, именно они влияют на ценообразование, так как их поддерживает Федеральная антимонопольная служба, добавив, что «мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно». Терпящим убытки автозаправкам, не связанным с нефтепереработкой, он посоветовал зарабатывать на дополнительных услугах. Сечин вмешался в эту историю не случайно. Нефтяникам в первую очередь невыгодно выявление роста цен на бензин. Дело в том, что подписывая соглашения с нефтяниками о заморозке цен, правительство предупредило их о коллективной ответственности за его нарушение. Иными словами, даже если цены на АЗС поднимет только один игрок рынка, отвечать придется всем. А власти грозят за невыполнение соглашения о заморозке цен полным запретом экспорта нефтепродуктов путем ввода заградительных пошлин. «Естественно, что от этого пострадают не независимые АЗС, а вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). Ведь независимая розница продает бензин и дизтопливо только внутри России. Поэтому игроки рынка начинают перекидывать вину друг на друга и выяснять кто прав, а кто виноват», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. При этом, беды независимых АЗС, скорее всего, ненадуманны, и цены у них могут быть действительно выше, чем на сетевых заправках нефтяников. «Независимые АЗС зачастую вынуждены повышать цены, потому что, во-первых, они не могут свои убытки переложить на другие сегменты рынка – на добычу, на экспорт, как это делают ВИНКи. Во-вторых, заправки у крупных сетевых компаний, как правило, представляют собой мультиформатные точки торговли. Помимо топлива они торгуют едой и другими товарами. «Газпром нефть», например, собиралась в этом году по плану продать на своих АЗС только кофе на 1 млрд рублей, а «Роснефть» чуть ли не на 3 млрд. У независимых игроков рынка бизнес, как правило, проще, они продают исключительно топливо, и не могут диверсифицировать источники дохода. Поэтому и поднимают цены, чтобы покрыть свои убытки», – говорит Игорь Юшков. С другой стороны, и нефтяников сложно винить в том, что если им стало что-то невыгодно продавать независимым игрокам, то они и не продают. Крупняк и мелкая розница, скорее всего, так и будут сваливать друг на друга ответственность за рост цен на АЗС. «Эта ситуация сложилась из-за неправильного ручного регулирования со стороны государства. Ему надо было регулировать рыночными механизмами, например, понижать акциз, регулировать курс рубля по отношению к доллару и т.д. Вместо этого в ручном режиме решили, что АЗС должны продавать топливо по определенной цене, и – крутитесь как хотите. А если не сделаете этого, то вам же хуже будет. Однако гибридные схемы регулирования всегда дают подобные проблемы и искажения», – считает эксперт ФНЭБ. Не исключено, что игроки топливного рынка специально раскачивают лодку, чтобы показать правительству, сколько здесь проблем накопилось. Для того, чтобы заставить правительство снова сесть за стол переговоров и пойти на уступки нефтяникам, подписав более выгодное для них соглашение. «В предыдущий раз все произошло довольно быстро: правительство вынудило игроков нефтяного рынка сразу все подписать, и у них не было времени добежать до Путина. То есть матч прошел в одни ворота, нефтяники его проиграли, а правительство выиграло. Сдерживание цен на АЗС произошло за счет нефтяников. Теперь они будут лучше готовы и могут потребовать, например, поднять ценовой коридор или снизить акцизы», – рассуждает Юшков. Пока сильные мира сего разыгрывают такие «многоходовки», к чему готовиться простым автомобилистам? Независимые игроки пугают дефицитом бензина и повышением цен как минимум в Восточной Сибири. Если это вызовет серьезную общественную реакцию, то власти отреагируют молниеносно, причем, скорее всего, в жестком ключе – введут заградительные пошлины на экспорт. Но нефтяники хотели бы этого сценария как раз избежать. В интересах самих нефтяных компаний раскачивать историю только в информационном поле, и не доводить ее до острого дефицита, роста цен и социального недовольства,
считает эксперт. Только в этом случае у игроков топливного рынка есть шанс «прогнуть» правительство на уступки. «Ситуация может поменяться к новому году, потому что нефтяники к этому моменту уже активно «сядут» на уши президенту, будут ходить к нему и говорить, что это все неправильно и убыточно. Другие будут писать письма президенту, чтобы до него доходили сигналы, что не все хорошо и нужно срочно что-то менять», – заключает Игорь Юшков. Теги: цены на бензин, АЗС
|