Мой сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Май » 20 » Корабль завзятых мазохистов
16:13
Корабль завзятых мазохистов
Украина – родина мазохистов. Не только потому, что там родился и жил знаменитый исследователь этого неоднозначного явления писатель Леопольд фон Захер-Мазох (во Львове на его доме есть даже мемориальная доска, а в нем – маленький музей), красочно описавший все это непотребство во множестве своих произведений, в том числе и в романе «Венера в мехах». Но еще и потому, что редко где найдется так много государственных деятелей – политиков и военачальников, которые умеют и любят сладострастно расковыривать старые державные раны, испытывать особое удовольствие от побоев своей несчастной страны тяжелыми плетьми и без какой-то личной выгоды нелепо выставлять ее перед мировой общественностью в неприглядном, если не сказать более резко, свете. А случилось вот что.


Отломленный от государства кусок

Командующий Военно-морскими силами страны вице-адмирал Сергей Гайдук рассказал корреспонденту газеты «Флот Украины», что Киев собирается продать недостроенный ракетный крейсер «Украина», который подпирает причальную стенку Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара. Адмирал так и сказал: «Крейсер «Україна» – це відламаний від держави кусень, його буде реалізовано, а кошти з реалізації підуть на будівництво нових кораблів і катерів». В переводе на русский это звучит так: «Крейсер «Украина» – это отломленный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров».

Назвать ракетный крейсер «отломленным от государства куском» для адмирала – дорогого стоит. Но не будем придираться к своеобразной лексике зарубежного «морского волка». В конце концов, он говорит как думает. А думает – как говорит.

Но что из себя представляет этот «отломленный кусок» – крейсер «Украина»? Для тех, кто не в теме, объясню. Вышеназванный корабль, который носил «в девичестве» имя «Адмирал флота Лобов», принадлежит к серии своих, как говорят на Западе, sistersheep – крейсеров проекта 1164 класса «Атлант». Головным среди них стал флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» (первое имя «Слава»). В ВМФ России есть еще два таких корабля – флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов».

«Лобов», как и его собратья, должен был нести на своем борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт» с дальностью действия 550 км и возможностью оснащаться ядерной боевой частью (поэтому эти корабли часто называли убийцами авианосцев). А еще на нем планировалось разместить 64 зенитных ракеты комплекса дальнего радиуса действия «Форт» (аналог сухопутной С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия «Оса-М», 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение (два пятитрубных торпедных аппарата, одна 130 мм пушка и шесть 30 мм пушек АК-630М). Ничего из этого вооружения на «Украину», готовую, по разным оценкам и заявлениям официальных украинских лиц, на 75–80–96%, установить не удалось.

Вообще-то судьба крейсера «Украина» в каких-то своих подробностях напоминает историю с заказанными Россией у Франции вертолетоносцами-доками «Мистраль». Но если счастливой судьбе «Мистралей» помешало желание французского президента Франсуа Олланда угодить своим заокеанским партнерам и союзникам по НАТО, то в истории с крейсером «Украина» отразилось столь характерное для недолгой истории нового государства на западной границе нашей страны державное недомыслие ее политиков и их откровенное жлобство и непомерная жадность.

«Адмирал флота Лобов» стоял на достройке Николаевского завода в те печальные дни, когда развалился Советский Союз. По соглашению между тремя руководителями России, Украины и Белоруссии все, что оставалось на территории их стран после развода с СССР, должно было принадлежать тому государству, где оно в этот момент находилось. Судьбу Черноморского флота в Крыму решено было решить позднее. И последний в серии недостроенный ракетный крейсер проекта 1164 вдруг стал украинским. Киеву он по большому счету не был нужен ни при какой погоде.

Во-первых, у Украины не существовало достаточного количества специалистов, готовых управлять таким кораблем и эксплуатировать его. Во-вторых, для него не было причальной инфраструктуры и необходимого числа кораблей сопровождения – три-четыре фрегата и корвета. И, в-третьих – а это решающий фактор, – практически все вооружение, предназначенное для этого крейсера, делалось на российских оборонных предприятиях. Главная ударная сила «Лобова» – противокорабельный ракетный комплекс «Базальт», под который были установлены ракетные шахты и прочее оборудование, стреляет, как мы уже знаем, на 550 км. А по международным правилам поставлять за рубеж (Украина после 1991 года стала для России заграницей) можно только ракеты с дальностью полета не больше 300 км. Без «Базальта» крейсер, как мужчина без… (ну вы знаете без чего) – безнадежный инвалид, не способный к применению, что называется, по прямому предназначению.


Торговля воздухом

Продать такой корабль в какую-либо страну – в Китай или Индию, готовые, по идее, купить подобный крейсер, тоже невозможно. Без «Базальта» он никому не нужен. А создавать под существующие шахты новую ракету с дальностью до 300 км, как, например, сделали Москва и Дели с ПКР «Оникс», который в совместном исполнении стал называться «БраМос», никто не собирался. Наверное, потому, что овчинка не стоила выделки – было слишком дорого.

Купить недостроенный «Лобов» в начале 90-х годов прошлого века была готова Россия. Поскольку денег в это время не было ни у нее, ни у Киева, предложение Москвы звучало так: вы достраиваете крейсер, мы у вас его берем в счет долга, который накопился за поставленный державе газ. Но Украину такой вариант не устроил. За поставленный газ она, в конце концов, согласилась отдать стоявший на ремонте в Николаевском заводе 61 коммунара флагман Черноморского флота «Москва», а за «Лобова» потребовала валюту. И стоимость заявила такую, что разговаривать сразу стало не о чем. К тому же в то время в главном штабе ВМФ, как и в Министерстве обороны России, тоже не очень хорошо представляли, зачем им этот корабль. На Тихом океане такой есть, на Северном флоте – тоже. Есть и на Черном море, на Балтику его отправлять – практического смысла нет. К тому же задачи у флота сильно изменились по сравнению с задачами во времена СССР – гоняться за авианосцами Россия отказалась. В средствах стратегического сдерживания ставка была сделана на другие виды вооружения – в первую очередь на РВСН.

А в Киеве так и не смогли решить, что им делать с недостроенным ракетным крейсером. Сначала его быстренько переименовали в «Украину», как символ и гордость новой морской державы. Но символ и гордость не мог отойти от заводской стенки, разве только на буксире. Два газотурбинных двигателя сжигали столько топлива, что им можно было обогреть замерзающий зимой город кораблестроителей Николаев. Да и самого этого топлива тоже недоставало. В середине 90-х годов прошлого века автор этих строк побывал на заводе имени 61 коммунара, предприятие представляло жалкое зрелище – заказов нет, отапливать цеха нечем, рабочие, месяцами не получающие зарплаты, разбегаются. В том числе и на российские заводы – в Северодвинск, Калининград, Комсомольск-на-Амуре… И у причальной стенки сиротливо стоит и ржавеет беззубый ракетный крейсер «Украина».

Переговоры о продаже его России возникали за последние 20 лет не раз и не два. Верховная рада для того, чтобы продать корабль кому-нибудь, даже постановила снять с корпуса крейсера название «Украина» – продавать символ и гордость державы негоже. Постановила называть его просто «проект 1164». В Киев и Николаев приезжали комиссии Главного штаба ВМФ и Минобороны, вели переговоры, даже о чем-то договаривались. Но все заканчивалось, как только подготовленные документы попадали в администрацию президентов – что Кравчука, что Кучмы, что Ющенко. И там если не погибали, то пропадали неизвестно где. Кому-то что-то не нравилось. Может, цена вопроса. Может, то, что корабль предназначался России. А ей ничего отдавать (продавать) в Киеве не хотели. Действовали по мазохистскому принципу: «выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой». И такой подход был не только по отношению к ненужному Украине ракетному крейсеру.

Примерно так же повел себя Киев, когда запрещал летчикам Северного флота проводить тренировки на комплексе НИТКА под Севастополем. Комплекс ржавел без дела, китайцы и индийцы, которым Украина предлагала воспользоваться им, делать этого не собирались, – построили свой тренировочный комплекс, а Россию в Саки не пускали, несмотря на то, что мы готовы были платить украинцам твердой валютой. Пришлось построить такой тренажер под Ейском. Теперь у нас две тренировочные площадки для палубных летчиков. А несговорчивые партнеры остались с носом.

Остались они с носом и тогда, когда отказались поставлять нашим космическим войскам информацию с двух станций СПРН под Берегово в Карпатах и в Николаевке под Севастополем. Оказалось, что 7 млн долл., которые за это платила Москва, им мало, – в результате не получили ни копейки. И продать эти станции американцам, как обещали свидомые мазохисты, тоже не получилось. Кому в НАТО или в США нужны локаторы, которые контролируют со стороны Украины западное и южное направление, а не восточное и северное?

Подобные примеры можно приводить долго. Но вернемся к «Украине».


Даром тоже очень дорого

При Януковиче переговоры по проекту 1164 уже не велись. Москва потеряла к нему всяческий интерес. Помню, как в ходе поездки двух министров обороны Анатолия Сердюкова и адмирала Михаила Ежеля на Камчатку и во Владивосток на пресс-конференции, в которой довелось участвовать и мне, руководителям военных ведомств кто-то из коллег задал вопрос о судьбе крейсера «Украина». Ежель заявил, что Киев с радостью готов продать его Москве, а Сердюков ответил то ли в шутку, то ли в серьез, что «мы готовы его взять, но только даром».

Ни даром, ни за деньги недостроенная и ржавеющая у стенки завода «Украина» России не понадобилась. Понятно, почему. Постановка крейсера в док, очистка его корпуса и боевых систем от ржавчины, переоборудование под новые ракетные комплексы и системы обеспечения боя стоит бешеных денег. Тем более что проводить весь этот ремонт-модернизацию на николаевских верфях никто бы не решился. Да и особо некому, поскольку очень многие николаевские кораблестроители давно перебрались на российские предприятия. С семьями… Боевой корабль превратился бы в заложника, которым шантажировали бы Москву и бесконечно тянули бы из нее деньги. Мазохистов в российском военном ведомстве не нашлось, чтобы предложить правительству такой вариант приобретения проекта 1164. Не нужен он нам, конечно, и теперь. Тем более что Киев в законодательном порядке разорвал все военно-техническое сотрудничество с нашей страной. Не поставляет ни комплектующих, ни запасных частей к ранее проданной боевой технике. И кому теперь смогут сплавить несчастный корабль вице-адмирал Гайдук и его начальники в администрации пана Порошенко, одному богу известно. Хотя и ему вряд ли.

Переделывать его, к примеру, под ракету «БраМос» для Индии – морока та еще, легче построить новый корабль. К тому же возникнет вопрос о цене. Помнится, последний раз, лет 10 назад, когда на Украине побывала очередная российская военная делегация, проводившая переговоры с украинскими коллегами, ей предложили заплатить не только за крейсер, но и оплатить и все расходы, которые понес завод 61 коммунара за два десятка лет, пока корабль стоял у стенки, на израсходованную им электроэнергию, тепло и водоснабжение. К тому же оказалось, что гребные валы корабля из-за ненадлежащего ухода за ними пришли в непоправимую негодность. А сделать и установить новые – проблема еще та, почти неподъемная. Предлагать начальству удовлетворить непомерную жадность украинских коллег, заплатить огромные деньги за ржавый неликвид в российском военном ведомстве смелых не нашлось.

Кому теперь потребуется крейсер, для которого, по словам командующего ВМС Украины вице-адмирала Гайдука, около 80% вооружения, навигационного оборудования и стрелкового вооружения производятся только в России, вопрос открытый. Ни одна западная судостроительная фирма, даже под политическим нажимом собственного правительства, за эту работу не возьмется – затрат куча, а риск невозврата потраченных средств слишком велик.

Переделать ракетный корабль под казино, а потом и под авианосец, как сделали китайцы с корпусом строящегося в Николаеве авианесущего крейсера «Варяг», тоже невозможно. Разве что продать его «на иголки». Тонна корабельного металла на международном рынке, если с медными проводами и другой начинкой, стоит около 200–250 долл. за тонну. Как сторгуешься. А полное водоизмещение «Украины» – 11 500 тонн. Простые арифметические действия подскажут читателю истинную цену этого корабля, и это не считая расходов на буксировку к предприятию на разделку. Куда-нибудь в Индию или в Южную Корею, где специализируются на такой работе.

Хотя это все же будет приличнее, чем еще дольше заниматься военно-экономическим мазохизмом – держать без толку ржавеющий былой символ и гордость ВМС державы прикованным буксирными концами к причальной стенке судостроительного завода. Конечно, новые корабли и катера на вырученные деньги не построить. Но по крайней мере за тепло и свет для неликвидной «Украины» больше платить не придется.
Просмотров: 301 | Добавил: racnieda1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz