“Русснефть” может начать геологоразведку в Алжире — власти страны выдали компании соответствующий сертификат и статус оператора-инвестора. Партнером “Русснефти”, скорее всего, станет государственная Sonatrach. Алжир считается одним из перспективных регионов добычи нефти и газа, однако российским компаниям пока не удалось далеко продвинуть свои проекты в стране, пишет “Коммерсантъ”.
“Русснефть” получила сертификат министерства энергетики и горнодобывающей промышленности Алжира на право ведения поисковой и геологоразведочной деятельности на территории страны, сообщила компания в пятницу. Она будет иметь статус оператора-инвестора на суше. Решение властей Алжира было принято на основе изучения представленных “Русснефтью” документов и отчетов о ее деятельности, отмечается в сообщении. “Получение квалификации определяет широкое участие “Русснефти” в перспективных нефтегазовых проектах Алжира”,— сказал представитель компании, но не уточнил, о каких именно проектах идет речь.
По 49% “Русснефти” принадлежит президенту компании Михаилу Гуцериеву и АФК “Система”, еще 2% — у Сбербанка, крупнейшего кредитора “Русснефти”. В 2011 году добыча нефти составила 11,3 млн т, газа — 2,15 млрд куб. м.
“Русснефть” уже реализует ряд международных проектов. В рамках СП с ГНКАР компания ведет разработку месторождения Падар в Азербайджане, в Мавритании она владеет 54% в СП с International Petroleum Grouping. Последняя занимается геологоразведкой на лицензионном блоке “Танит”, суммарные запасы которого оцениваются в 233 млн т условного топлива. “Холдинг планирует выходить в новые регионы и расширять географию международной деятельности, в сфере интересов “Русснефти” — месторождения углеводородного сырья стран Африки и СНГ”,— говорит представитель нефтекомпании. Также известно об интересе “Русснефти” к проектам в Нигерии и Чаде.
Доказанные запасы природного газа Алжира — 4,5 трлн куб. м (второе место в Африке после Нигерии). При этом, по данным BP, Алжир — крупнейший в Африке экспортер газа. Доказанные запасы нефти страны — 1,5 млрд т (третье место в Африке после Ливии и Нигерии), в октябре Алжир добывал в среднем 1,275 млн баррелей нефти в сутки.
Источник, близкий к акционерам “Русснефти”, говорит, что конкретные проекты в Алжире компания пока не выбрала, “необходимо просто закрепить интерес”. Скорее всего, работать в стране “Русснефть” будет вместе с государственной Sonatrach, уточняет собеседник. Эта компания уже является партнером “Газпрома” и “Роснефти” со “Стройтрансгазом”. Газовая монополия ведет с Sonatrach геологоразведку участка Эль-Ассель. СП “Роснефти”, “Стройтрансгаза” и Sonatrach (40%) работает в Алжире с 2001 года. Компании ведут геологоразведку блока “245-Юг”, на котором открыто три месторождения.
В 2010 году активами в Алжире интересовалась ТНК-ВР. Компания хотела выкупить у ВР 33,14% в двух проектах на месторождениях In Salah. В рамках одного из них уже велась добыча газа на четырех месторождениях в южной Сахаре, в рамках второго — разведка четырех газовых месторождений на юге страны. Но разрешение на сделку от алжирских властей ТНК-ВР получить так и не смогла.
Алжир давно интересен российским компаниям, страна обладает серьезными запасами нефти и газа, отмечает Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. При этом, добавляет он, Михаил Гуцериев всегда интересовался добычей нефти в Африке и на Ближнем Востоке, поскольку это создает возможность диверсификации бизнеса “Русснефти”. Впрочем, пока результаты работы российских компаний в Алжире трудно назвать успешными: компании по несколько лет ведут геологоразведку и к добыче не приступают, отмечает господин Нестеров. В то же время, уточняет аналитик, подобные проекты — венчурные, они могут принести реальную прибыль своим акционерам только через несколько лет, поэтому на данном этапе “Русснефти” было бы логичнее сконцентрироваться на развитии в России.
|