ОАО РЖД вернулось к проекту “Северного широтного хода” (СШХ) — новой железной дороги на севере нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. Согласно экономической модели проект будет стоить 235,9 млрд руб., из них по концессионной схеме планируется потратить 113 млрд руб., ряд мероприятий должен финансироваться ОАО РЖД и “Газпромом”. Грузовая база СШХ составит 23,9 млн тонн нефтегазовых грузов и нефтехимии, и предполагается, что 20 млн тонн дорога получит с существующих железных дорог. Но эксперты замечают, что проект в основном разгружает действующие маршруты, а значительных дополнительных объемов грузов не просматривается, пишет “Коммерсантъ”.
ОАО РЖД сформировало модель реализации проекта СШХ (железная дорога Обская–Надым–Пангоды длиной 391,3 км), следует из презентации, имеющейся в распоряжении издания. Как рассказал источник в отрасли, предложения ОАО РЖД по СШХ в начале февраля одобрил накануне своего ухода на пост главы Бурятии заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. В Минтрансе комментариев не дали.
Проект СШХ существует с 2006 года, он должен увеличить транспортную доступность районов нефтегазодобычи. В проект входят строительство железной дороги стоимостью 113 млрд руб., включающее железнодорожную часть мостов через Обь и Надым (за автодорожную отвечает Ямало-Ненецкий АО), и модернизация существующих путей. Это участки Коноша–Котлас–Лабытнанги, где к 2025 году пропускная способность удвоится, а провозная — вырастет в 4-13 раз, и Пангоды–Новый Уренгой–Коротчаево (рост пропускной способности с 9 до 23 пар поездов в сутки и провозной — с 6,5 млн до 42 млн тонн).
Грузопоток по СШХ к 2025 году оценивается в 23,9 млн тонн с переключением 20 млн тонн с Транссиба. Проект даст рост грузопотоков по железной дороге из северных регионов в порты Северо-Запада РФ до 25,6 млн тонн к 2025 году, при расширении инфраструктуры на подходах прирост составит 41 млн тонн, до 165,7 млн тонн. По СШХ пойдут углеводородное сырье с северных месторождений и нефтепродукты местной переработки. Основную долю дадут грузы НОВАТЭКа (8,3 млн тонн газового конденсата), ШФЛУ и полиэтилен Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК), нефть и газовый конденсат “Роспана”, “Геотрансгаза” и прочих. Но НГХК (проект “Газпрома” в 150 млрд руб.) еще не построен, в марте 2016 года глава “Газпром переработки” Юрий Важенин не исключал, что пуск будет позже планового 2018 года.
СШХ планируется реализовать по концессионной схеме. Инвестиции концессионера в новую дорогу должны составить 113 млрд руб. при сроке окупаемости 21 год (модернизация участков оценена в 105 млрд руб. и отнесена на инвестпрограмму ОАО РЖД). Для проекта предусмотрен капитальный грант до 30 млрд руб. в 2020-2022 годах, этого достаточно, чтобы проект был интересен участникам, говорят в ОАО РЖД.
“Обсуждение параметров проекта планируется на ближайшем заседании комитета по приоритетным проектам совета директоров”,— сообщили в монополии, не уточняя дат.
Кто будет участником концессионного соглашения кроме ОАО РЖД, пока неясно. “Газпром” примет участие в проекте, но через другой механизм, построив за 17,4 млрд руб. участок Надым–Пангоды и потом сдавая его в аренду концессионеру. В конце января старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов говорил, что соглашение с “Газпромом” по участию в проекте на согласовании, документ готов к подписанию. Документ еще не подписан, уточняют в ОАО РЖД. В “Газпроме” комментариев не дали. При этом у концедента (РФ) расчетный NPV составляет 60 млрд руб. с инвестициями в размере 30 млрд руб., для ОАО РЖД — 137 млрд руб., у концессионера NPV должен составить лишь 9 млрд руб. Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин замечает, что у концессионера заложена и самая высокая стоимость строительства — $2,8 млн за 1 км пути.
Павел Иванкин говорит, что СШХ “может стать серьезным помощником северному железнодорожному ходу, особенно с грядущей специализацией южного хода на пассажирских перевозках”. Восстановление транспортной доступности регионов, говорит он, позволит создать новые рабочие места, привести туда инвесторов, кроме того, сейчас актуальна тема развития северных портов. “Участники создают “красивый” пилотный проект, который позволяет моделировать ГЧП и концессионную схему на железнодорожной инфраструктуре”,— добавляет эксперт. Но, по словам господина Иванкина, основная загрузка СШХ на первом этапе будет на 90% состоять из объемов, идущих сейчас по другому маршруту. “Это разгрузит инфраструктуру, но нет дополнительного объема, который бы занял освободившееся место”,— говорит он.
|