Российские ретейлеры быстро освоили западную традицию распродаж. В США сегодня Black Friday («Черная пятница») – день, когда продавцы дают максимально возможные скидки на ассортиментный ряд товаров, а покупатели дежурят около магазинов с раннего утра, заранее приметив месторасположение нужного объекта на прилавке. Это следующий день после праздника Дня благодарения в США. Скидки порой достигают 90%, но в большинстве случаев не превышают половины стоимости товара. В отечественной реальности все немного иначе. В России ажиотаж с ожиданием и очередями пока не прижился как явление, да и акции порой номинальны и призваны привлечь внимание, а не продать товары в наличии. В практике ретейлеров присутствует прием повышения цены накануне и снижения ее чуть позже уже с учетом предыдущего пересмотра. Реальная скидка получается меньше, чем должны бы быть, но покупателя это обычно не пугает. Яркое слово «распродажа» завораживает и лишает воли. Кроме того, больше всего скидок на неходовой товар. Пользующийся спросом ассортимент редко когда бывает с дисконтом выше 10-20%. В этом году старт российских распродаж был дан на день раньше общемировых скидок. Пока американские продавцы и покупатели готовили индейку, российские ретейлеры давали неплохие скидки на книги (ряд интернет-магазинов), детские товары повседневного использования и несезонные предложения. Как правило, основные предложения работают в оффлайн-магазинах, в то время как за океаном покупки по обе стороны компьютерного монитора одинаково выгодны. В Штатах есть и «киберпонедельник» – первый понедельник после Дня благодарения, когда максимальную скидку начинают давать интернет-магазины. Наш сектор онлайн-продаж сейчас выглядит довольно смешанно: этой осенью многие интернет-ретейлеры были вынуждены использовать механизм межсезонных распродаж, чтобы хоть как-нибудь улучшить показатели выручки. На фоне общероссийского провала в розничных продажах (по итогам октября он составил 4,4% г/г) в ход шли различные акции и предложения. Стоит ли говорить, что ввиду низкой платежеспособности населения и разгона личной инфляции эффекта они почти не давали. Обычно удачная «Черная пятница» способна дать от 0,3% до 0,7% в месячный состав розничных продаж, и это довольно сильная поддержка показателю. В России таких цифр не будет, потому что основные лозунги отечественного варианта Black Friday –реклама, бессовестная ложь и опять реклама. По-настоящему выгодным является узкий ряд предложений, все остальное рассчитано на покупающую без тормозов толпу. Анна Бодрова
|